Конференции
02.09.2025
На прошлой конференции Human. Обучение Персонала Валерий Полуновский раскрыл тему, которая ещё недавно звучала как фантастика: как гены влияют на обучение и как это использовать HR в корпоративном развитии.
Содержание статьи:
Генетика и обучение: мифы и реальность
Эволюция и обучение
Гены и стресс
Спорт и питание для мозга
Будущее: персонализированное обучение
🔹 На образовательные достижения влияют гены на 45–60%, но это не «приговор». Всё решает взаимодействие среды и генетики.
🔹 Миф о «гене успеха» развенчан: на способности влияют сотни генов.
BDNF — улучшает память и гибкость мозга.
COMT — влияет на рабочую память и внимание.
DRD и DAT — связаны с мотивацией и любопытством.
🔹 Эпигенетика: стресс, питание, среда могут «включать» или «выключать» гены.
🔹 Рост мозга у Homo связан с добычей пищи и адаптацией → развились язык, абстрактное мышление и передача знаний.
🔹 Поиск новизны как двигатель прогресса: гены любопытства помогли нашим предкам исследовать территории и решать нестандартные задачи.
🔹 APOE отвечает за пластичность мозга и восстановление нейронов.
🔹 5-HTT определяет реакцию на стресс → напрямую влияет на риск выгорания.
🔹 Эпигенетика «помнит» опыт: даже поддержка среды способна менять работу генов, связанных с обучением и устойчивостью.
🔹 Физическая активность повышает BDNF → лучше память и концентрация.
🔹 Омега-3, лецитин и антиоксиданты — топливо для когнитивных функций.
🔹 Сахар и трансжиры снижают способность к обучению.
Гены задают стартовые условия, но именно HR-среда активирует потенциал:
индивидуальные треки развития,
гибкая рабочая атмосфера,
спорт и корпоративные wellness-программы.
Персонализированное образование — это не «миф будущего», а реальность, в которую HR входит уже сегодня.
✨ На конференции Human. Обучение Персонала (17 октября, Москва) мы разберём, как научные открытия о мозге и генах помогают создавать программы обучения, которые реально работают.